Цель манифеста
Предложить термин «Визуальное воспитание» как более точное определение прикладной роли визуальных коммуникаций.
Предложить возвращение традиции визуализации смыслов в форме плаката, как идеального инструмента государственной политики в сфере идеологии, образования, воспитания, продвижения стратегически-значимых идей.
Узнать больше
Визуальное воспитание – это влияние на формирование личности и мировоззрение человека с помощью визуальных коммуникаций.
Эстетика помогает этике
Визуальное воспитание распространяется на сферы государственного дизайна, рекламы и маркетинга, архитектуры и благоустройства городов, оформления государственных и народных праздников, промышленного и цифрового дизайна, массовой культуры, потребительских товаров (включая детские игры и игрушки), внутреннего туризма, политической идеологии и даже пропаганды ценностей.

Главные задачи визуального воспитания — это социальный оптимизм, побуждение к созидательному действию, гордость за свою страну.

Вкус к красивому и понятие о красоте важно прививать, активно воспитывать и доказывать примерами. Даже чистота на улицах и порядок в доме являются частью правильного визуального воспитания. Удовольствие в этом случае рождается не от наличия чего-либо, а от отсутствия хаоса и дисгармонии. Красивое существует не само по себе — таковым его делает заложенный смысл. Современный человек во всём его ищет — это наша глубинная потребность, наш культурный код. Красивое без чувств, без внутренней цели — просто вспышка эстетической страсти, которая быстро гаснет.
Глобальный интернет делает прозрачным соревнования стран и ценностей, поэтому конкурентоспособность своего визуального по отношению к чужому в глазах общества требует постоянной актуализации и поддержки.
Преимущество плаката
Сегодня формат плаката снова актуален.
Люди, особенно молодежь, всё реже читают длинные тексты, предпочитая им картинки и ролики. Красивая и стильная упаковка стали обязательным требованием к любому контенту, даже тому, который несет в себе серьезные идеи.
Преимущество плаката в его длинном жизненном цикле: в отличие от новостей, постов или мемов, которые не пересматривают, к удачным плакатам можно всегда возвращаться. А некоторые работы начинают цениться как произведения искусства.
Плакат идеально соответствует ритму современной жизни. Люди тратят всего лишь секунды на то, чтобы понять сообщение, – поэтому плакатная лаконичность является максимально действенной.
Но главная особенность плаката в том, что он побуждает к действию. Работая с эмоциями и чувствами человека, плакат буквально учит правильным поступкам, способен обратить внимание на важную проблему, меняя отношение и, в конечном итоге, поведение человека.
Плакат обладает максимальной мобильностью. Он уместен во всех общественных пространствах и легко подходит для цифровых форматов.
Пример роли плаката в укреплении государства
Советское плакатное искусство – это феномен мировой культуры, глубоко повлиявший на массовое сознание. Возникнув в сложные исторические времена, оно стало мощным инструментом агитации и просвещения, сочетая высокое художественное мастерство с ясностью изложения. Плакат говорил на универсальном визуальном языке, доступном для понимания каждому. Каждая деталь – от выразительного жеста до символического цвета – была тщательно продумана и обладала огромной силой убеждения.

На разных этапах истории плакат выполнял разные государственные задачи. В послереволюционные годы плакаты, такие как «Ты записался добровольцем?» Дмитрия Моора или «Клином красным бей белых!» Эля Лисицкого, превращали сложные политические идеи в понятные и эмоционально заряженные образы, мобилизуя миллионы. Тандем Александра Родченко и Владимира Маяковского создавали язык и образы нового общества в рекламных плакатах. Братья Стенберги, Владимир и Георгий, через сотни авангардных киноплакатов влияли на социальную температуру общественных пространств.

В эпоху индустриализации плакат прославлял коллективный труд и мощь строящейся страны. Но особую роль искусство плаката сыграло в годы Великой Отечественной войны. Бессмертные образы, среди которых «Родина-мать зовёт!» Ираклия Тоидзе, «Воин Красной Армии, спаси!» Виктора Корецкого, «Не болтай!» Нины Ватолиной и Николая Денисова, «Дойдем до Берлина» Леонида Голованова и другие стали символами мужества и героизма, праведного гнева, единения народа и патриотизма.

После войны плакаты продолжали выполнять воспитательную функции, обращаясь к темам мирного созидания и высоких целей - от освоения космоса и до пропаганды здорового образа жизни. Этот опыт, когда искусство напрямую определяло ход истории, является бесценным наследием. Сегодня его творческое переосмысление актуально для поиска столь же выразительных и социально влиятельных форм в современных визуальных коммуникациях.

Битва за умы и ценности – это реальность
«Что такое хорошо и что такое плохо?» - этот вопрос является полем битвы, которая не прекращается ни на день. Ценности постоянно подвергаются атакам, и стоит лишь ослабить внимание, как кто-то уже перевоспитывает твоих детей «плохому».
Плакат хорош тем, что на него не нужно столько времени, сколько на создание сериала и он может быть везде, где есть люди, работая без пауз, как вид сериального продукта.

Воспитание человека не заканчивается в детстве, оно продолжается на протяжении всей его жизни и происходит через личный опыт и под влиянием внешней среды.

В воспитании общества в целом и каждого человека в отдельности участвуют:
  • -1-

    Государство

    через законодательство, систему образования и культурную политику

  • -2-

    Массовая культура

    кино, музыка, литература

  • -3-

    Медиа

    телевидение, новостные порталы, социальные сети

  • -4-

    Мир товаров и брендов

    формируя стиль жизни и модели потребления

  • -5-

    Люди, обладающие авторитетом и известностью

    лидеры мнений, спортсмены, артисты

  • -6-

    Окружающая среда

    городское пространство, общественные институты, ближайший круг общения

Сейчас мы видим два ярких примера перевоспитания стран
Россия, следуя Указу Президента № 809 о защите традиционных ценностей, стремится оградить себя от влияния западной культуры и глобализации. Мы возвращаемся к истокам, восстанавливая свои базовые, «заводские» настройки. В этом процессе участвуют все ключевые институты: сфера образования, науки, культуры, патриотические НКО, СМИ и соцмедиа, религиозные организации.

Параллельно, в Европе мы наблюдаем системный кризис идентичности: под видом демократических ценностей продолжается насильственное насаждение гендерных идеологий, разрушение традиционных семейных устоев и моральных ориентиров. В рамках «просвещения» уже со школьной скамьи детей знакомят с концепциями, подрывающими естественные представления о семье и личности, а публичное отстаивание традиционных ценностей все чаще приравнивается к экстремизму.

Оба примера показывают: битва за умы и ценности — это реальность, в которой мы живём. В этой борьбе не может быть зрителей — только участники.
Визуальное воспитание лучшего в людях
Существуют форматы визуального воспитания, сочетающие прямоту воздействия с органичностью. Яркий пример — социальная реклама, где плакатное искусство обретает новую силу, идеально адаптируясь к современной реальности. Она свободно тиражируется, вбирая лучшие черты мем-культуры и превращаясь в своеобразный виртуальный метамир, переосмысляющий реальность, мгновенно перехватывает актуальные тренды, направляя их на благие цели.

Социальная реклама — это коллективная польза, при которой каждому выгодно, чтобы люди вокруг стремились быть нормальными (как в рекламе) и даже лучше. Поэтому аудитория «слышит» такую рекламу и не против нее, в отличие от большинства коммерческой.

Наглядное подтверждение этому — серия плакатов RUSS: «Дружить по-russki», «Любить по-russki», «Сиять по-russki». Эти работы не просто стали заметным явлением, но и доказали, что плакат в социальной рекламе остается мощным инструментом. Он лаконично, наглядно и эмоционально доносит ценности, превращая их в живую часть общественного диалога.

О чем эта реклама? «Россия — лучшая страна лучших людей, счастливая, красивая, сильная». Сказать об этом можно было статистикой цифр, но сказали эмоциями, образами и чувствами. И попали в сердца миллионов.
Социальной рекламы, как эффективного инструмента донесения смыслов, должно стать больше — это отвечает стратегическим интересам нашего общества. Количественное масштабирование социальной рекламы может происходить через законодательные нормы и социальную ответственность бизнеса и организаций.
Секрет внедрения плакатного искусства
Многие советские плакаты остались в нашей памяти наравне с великими произведениями мирового искусства. В том числе, благодаря принципам многократного повторения и тотального распространения. Эти принципы должны лечь в основу возрождения плакатного искусства, в качестве контртренда мельканию контента: лучше сотню раз показать один сильный плакат, чем сто сильных плакатов по одному разу. Хотя общее число показов одинаково, эффект будет принципиально иным, с учетом его тотальности.
Авторы
  • Ковалев Михаил
    генеральный директор «АСК Форвард», со-инициатор конкурса современного плакатного искусства имени Сергея Ефремова «Время смыслов», основатель арт-проекта «Журнал «Судьба»
  • Хорохордин Валерий
    полпред президента Союза дизайнеров России в ДФО и СФО, победитель конкурса современного плакатного искусства имени Сергея Ефремова «Время смыслов»
  • Абдулина Роза
    политический консультант, заместитель генерального директора «АСК Форвард», организатор конкурса современного плакатного искусства имени Сергея Ефремова «Время смыслов»
Made on
Tilda